Ответственность за преступления коррупционной направленности в системе ЖКХ

Ответственность за преступления коррупционной направленности в системе ЖКХ

 

         Преступление коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства – это преступление, совершенное любым должностным лицом, осуществляющим свою деятельность в системе жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее распространенными видами преступлений являются: мошенничества, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, легализация денежных средств, добытых преступным путем, совершенное любым должностным лицом, как в коммерческой, так и в некоммерческой организации.

         Коррупция в сфере жилищно-коммунального хозяйства достаточно многогранна, соответственно, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления. Коррупция в уголовно-правовой сфере проявляется в совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

         Кроме того, имеют место административные правонарушения, дисциплинарные правонарушения (т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание).

         В ряде случаев выявляются гражданско-правовые сделки, имеющие коррупционный фактор (принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг в связи с должностным положением).

         Исходя из изложенного, под коррупцией понимается получение или дача взятки, подкуп, иные коррупционные преступления, незаконное использование лицом своего статуса, посредством которого ему или аффилированным лицам (родственникам и т.д.) предоставляются выгоды материального характера (либо услуги, льготы), выгоды нематериального характера.

         Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо сферы жилищно-коммунального хозяйства, обладающее дискреционной властью, то есть полномочиями по распределению не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. При этом указанные ресурсы используются нарушая законные интересы общества и государства, преследую сугубо личные цели коррупционера или интересы других лиц. Кроме  того, полномочия должностного лица могут быть как постоянными, так и временными.

         В целом необходимость привлечения коррупционеров к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений определена повышенной общественной опасностью таких преступлений. В результате преступлений коррупционной направленности денежные средства, имущество, выгоды имущественного характера приобретаются  должностными лицами вопреки установленного порядка распределения материальных благ, что подрывает авторитет органов власти.    

         Кроме того, привлечение лица к уголовной ответственности обеспечивает осуществление принципа неотвратимости наказания, формирует у населения негативное отношение к коррупции, а также информированность об уровне деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, и тем самым оказывает превентивное воздействие.    

         Коррупционные преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно правовые нормы иных отраслей права. Так, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы.

         Уголовное законодательство не содержит отдельной главы, предусматривающей уголовную ответственность за коррупционные преступления. Вместе с тем, существуют критерии преступлений коррупционной направленности:

 -  использование полномочий, предоставленных виновным лицам по службе;

  — наличие корыстного мотива (получение им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

  — преступление совершается только с прямым умыслом.

         Также имеют место случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших дачу взятки должностному лицу за совершение определенных действий (бездействия) в свою пользу.

          В настоящее время за преступления коррупционной направленности, в том, числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлена уголовная ответственность, при этом действующее законодательство дифференцирует санкции за данные преступления путем установления различных видов наказания — штрафа, штрафа кратного сумме взятке, обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы.

         Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в статье 1 понятие коррупция определяет как:
         а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

         б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица. Анализ состояния законности в сфере противодействия коррупции показал, чго наиболее часто преступления в системе жилищно-коммунального хозяйства и в профессиональных образовательных организациях совершаются должностными лицами вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

         Указанные действия должностных лиц Уголовным Кодексом Российской Федерации квалифицируются как злоупотребление полномочиями и наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ст.201 УК РФ).